Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова


Сейчас эта картина Кустодиева называется «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова». Писал её художник в 1921 году, ни Капица, ни Семёнов никакими профессорами тогда ещё не были. В то время и звания такого не было — в 1918 году профессорское звание отменили и в 1921-м ещё не восстановили.

В 1920 году Б. М. Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Борис Михайлович согласился. Поскольку к тому времени из-за туберкулёза позвоночника он был парализован уже четыре года, Петросовет предоставил ему автомобиль для поездок по городу, где проходили торжества.

Одновременно с заданием Петроградского Совета Кустодиев писал портрет Ф. И. Шаляпина. Вот что рассказала об одном из эпизодов этой работы Адель Ивановна Алексеева, историк и писатель, посвятившая Кустодиеву книгу «Солнце в день морозный (Кустодиев)»: «Во время сеансов художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, своё детство, говорили о прошлом, об искусстве.

В эти же дни Кустодиев делал другой портрет — молодых учёных Семёнова и Капицы. Так что оба портрета стояли в одно время в мастерской. Молодые учёные, приходя, видели огромное незаконченное полотно с Шаляпиным. И когда Шаляпин однажды встретил у Введенской церкви Капицу и тот поздоровался, Фёдор Иванович поделился с Кустодиевым:

— Знакомое лицо, а где я его видел — шут знает.
— А не этот? — спросил Кустодиев и показал стоявший на мольберте портрет двух физиков.
— Он! Кто же это?

Кустодиев засмеялся и рассказал Шаляпину, как начал писать портрет этих молодых людей.

— Пришли и говорят: “Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас”. И такие они бровастые, краснощёкие (им и голод нипочём), такие самоуверенные и весёлые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своём институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу».

Молодые учёные сдержали слово данное Кустодиеву, оба стали лауреатами Нобелевских премий. Кстати, рентгеновская трубка в руках Семёнова – подлинный научный прибор. Н. Н. Семёнов, выпускник Самарского реального училища, с 1920 года возглавлял лабораторию электронных явлений Петроградского физико-технического рентгеновского института.

Однако какое отношение этот портрет к картине «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого»?


Если внимательно приглядеться, в центре на переднем плане в толпе ликующих граждан, мы видим знакомую пару. Конечно, Кустодиев изменил «краснощёких, самоуверенных и весёлых» молодых людей! Изменилась и композиция двойного портрета! Персонаж Н. Н. Семёнова — гораздо старше истинно портретного возраста и гораздо серьёзнее, а персонаж П. Л. Капицы несколько помолодел и сменил амплуа — из явного лидера пары на «профессорском портрете» он стал почтительно внимающим собеседником.

По материалам статьи Юрия Лебедева «Мы пока не знамениты…»
«Наука и жизнь» № 10, 2011

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *