Про известного театрального деятеля и самарские конфеты


Алексей Дмитриевич Попов (12(24 н.с.) марта 1892 — 18 августа 1961) — советский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР, Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951). С 1935 по 1958 год руководил Центральным театром Красной Армии (ЦТКА).

Родился Алексей Дмитриевич в селе Перелюбе Николаевского уезда Самарской губернии.
В метрической книге церкви села Перелюба за 1892 год есть запись: «Марта 12 дня рожден, 16 крещен Алексей; родители его: города Николаевска мещанин Димитрий Васильев Попов и законная жена его Параскева Иванова, оба православные».
Вскоре после рождения Алексея его семья переехала в Самару.

«Помню себя мальчишкой лет шести в Самаре. Помню наш большой двор и в глубине его — заросший, запущенный фруктовый сад, улицу, мощенную булыжником с проросшей меж камней травой. Весь мой детский мир укладывался в эту улицу и двор… Я не помню нашей квартиры, расположения комнат, но зато могу нарисовать слуховое окно на сеновале или камень-валун на улице, у ворот, наполовину вросший в землю. Отец служил на конфетной фабрике кондитером, мать с раннего утра до позднего вечера была занята домашней работой. Старший брат был приказчиком в оружейном магазине, а сестра, как говорили, «ходила в невестах». Я был младшим в семье и, предоставленный самому себе, проводил все время на улице, в компании таких же босоногих и чумазых уличных ребят.

Неизгладимое впечатление осталось у меня от кондитерской фабрики, где работал отец. Количество сладостей буквально потрясло мое детское воображение. Вдоль стен стояли длинные столы, как в пекарнях, и на них лежали горы цветной конфетной массы. Фабрика делала фруктовую карамель. Мастера забавляли меня тем, что запускали свои сильные руки в гущу цветной, как бы стеклянной массы и быстрым, ловким движением рук загоняли воздух внутрь этого теста. Моментально вздувался огромный шар, наподобие детских воздушных шаров. Мастера били кулаками по вздувшемуся пузырю; он с шумом лопался, и… в воздухе дрожали искорки сладкого стекла. Но еще большее впечатление производил на меня пол этой мастерской: я ходил по кочкам из конфетного теста. Такое расточительство не укладывалось в моей детской голове. Домой я уходил с полными карманами дешевой карамели.

Подлинным крезом в моем представлении был сын карамельного фабриканта. Впервые встретился я с ним на улице, это было весной. Мутные ручьи талой воды с шумом катились в Волгу. Мы, уличные ребята, засучив штаны выше колен, пускали по воде самодельные пароходы. Из ворот фабрики вышел 39 хозяйский сын. Это был мальчик старше нас года на три, чисто одетый, на ногах у него были лаковые сапожки гармошкой, а карманы набиты карамелью. Ему, видимо, захотелось похвастать, пофорсить перед нами. Широким жестом сеятеля он стал разбрасывать конфеты вдоль улицы, мы с криком бросились ловить сладости на лету и выуживать их из воды. Пароходы наши были забыты, они уплыли в Волгу. «Фабрикант», довольный своей «щедростью», скрылся в воротах, а мы делили добычу».

Речь идёт о кондитерской фабрике А.А. Савинова, которая в 1898 году открылась на улице Соборной (Молодогвардейской) в доме №49. В 1900 году, 16 февраля, в Самаре создан Торговый дом И.В.Каргина и А.А.Савинова. В 1904 году на выставке в Париже монпансье от Савинова и компании завоевало Гран при. В 1912 фабрика разделилась на фабрику Каргина (ул.Панская, д.61) и фабрику Савинова (ул.Соборная, д.49) В 1918 фабрику национализировали и она стала знаменитой куйбышевской «кондитеркой».

В годы войны театр Красной Армии эвакуировали в Куйбышев. Вот, что вспоминает Алексей Дмитриевич о годах войны.
«Вначале была трагическая, пугающая неизвестность. Полная мрака, она была похожа на ту холодную чернильную ночь, в которую наш театр эвакуировался на Волгу, в Куйбышев. Помню, на дебаркадере нас встретил работник Главного политического управления товарищ Котиков. Синим фонариком он шарил по нашим лицам, объясняя, как сойти на берег, а потом в городе угощал нас горячей банькой. А через четыре года страшных боев, в яркий солнечный день, под звуки духового оркестра тихо подходил наш поезд к берлинскому вокзалу. Из вагонов выходили мы, актеры ЦТКА, приехавшие для обслуживания нашей армии. И встречал нас на вокзале веселый, гостеприимный генерал, комендант Берлина товарищ Котиков с куйбышевского дебаркадера…»

(Попов А. Д. Творческое наследие: В 3 т. М.: ВТО, 1979. Т. 1. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *