Уличное искусство


Райком кормился дедушка,
Москву да Кремль показывал,
Вдруг инструмент испортился,
А капиталу нет!
(Некрасов Н.А.)
Раёк — это не только галёрка в театре, это ещё и вид представления на ярмарках, широко распространенный в России в XVIII-XIX вв. Так вот, голодную Самару в годы гражданской войны наводнили раёшники со своими нехитрыми аппаратами. Раёк получил своё название от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и прочее). Но в девятнадцатом году старорежимные райки именовали новомодным словом панорама, да и сюжеты показывали, судя по архивным документам, далеко не библейские.

«Начальнику Управления Городской Советской Милиции.
Отделом Управления замечено в некоторых местах города как то: Троицкий базар, у Молоканских казарм и в др. пунктах города скопление граждан около показываемых порнографических панорам.
В виду недопустимости развратного содержания показываемых картин Отдел Управления города настоящим предлагает Вам сделать соответствующее распоряжение вверенной Вам Милиции о прекращении подобного рода явлений, до отобрания порнографических панорам.
Заведующий Отделом управления г. Самары»
(ЦГАСО ф.Р977 оп.1 д.14 л.1)

В учебнике Зуевой и Кирдан по русскому фольклору приводится такое описание этого несложного аппарата данное Д. А. Ровинским, известным собирателем и исследователем русского лубка: «Раёк — это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стёкла, — раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые. … В конце происходят показы и ультраскоромного пошиба…, которые для печати уже совсем непригодны».

Раёк на ярмарке

В заявлениях на право демонстрации панорам в Самаре, которые писали в исполнительный комитет городского совета, кандидаты в раёшники, все как один были слабого здоровья и к физическому труду не годные. Так некто гражданин Зайцев, проживавший по улице Самарской, 95 в кв.№1, профессии никакой не имел, зато имел шум в голове и слабое зрение, но обязался показывать исключительно цензурные панорамы.

Исполком разрешил показывать панорамы практически всем желающим, заплатившим 200 рублей годового налога. Единственное ограничение – запрет на демонстрацию картин религиозного и порнографического характера.

В архивном деле среди нескольких десятков разрешительных удостоверений самарских раёшников попалось разрешение Шимону Яковлевичу Баэру на эксплуатацию имеющейся у него переносной фотографии. Так что если бы я решил открыть фотобудку в Самаре, непременно бы назвал её будкой имени Шимона Якоалевича Баэра.
Ещё один вид деятельности, с помощью которого горожане пытались заработать себе на хлеб насущный – медицинские весы. Очень странно, но находились в голодные годы желающие расстаться с трудовой копейкой ради знания своего живого веса. Этот вид паркового увеселения трудящихся просуществовал довольно долго, во всяком случае, ещё в конце 80-х прошлого века в парках попадались тётеньки с медицинскими весами и силомерами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *